en
ЖЕНЩИНЫ В БОКСЕ, ИЛИ ВЗГЛЯД В ИСТОРИЮ ПОЧТИ ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА СПУСТЯ
Стремительные перемены в мире уже никого не удивляют, и спорт в этом не исключение. Так, за последние 25 лет в традиционно мужских видах спорта — футболе, тяжёлой атлетике, единоборствах, в том числе и боксе, — всё активнее проявляют себя женщины. А потому в канун Международного женского дня — 8 марта — мы решили вспомнить истоки российского бокса среди женщин. К тому же генеральный секретарь Федерации бокса России Умар Кремлёв неустанно призывает боксёрское сообщество знать и помнить свою историю.

Действительно, нельзя забывать, как всё начиналось. Об этом — беседа с Александром Ивановичем Мельниковым, мастером спорта международного класса по боксу, заслуженным тренером СССР, который стал основоположником бокса среди женщин в нашей стране. Начнём с блиц-опроса:

— Когда вы тренируете мужчин и женщин, замечаете ли какое-то отличие, которое вас поражает?

— Невероятная заряженность на результат у женщин!

— Случалось ли видеть женские слёзы? Если да, то по какому поводу?

— Только один раз — у Ольги Славинской — по причине отмены боя из-за снятия соперницы на матчевой встрече в США. Она плакала оттого, что ей не дали боксировать. Мужчины отмену боя так остро не переживают.

— Вам приходилось быть с женщинами-боксёрами жёстким?

— Жёстким — нет. Требовательным — да. Главное, что я всегда старался с ними быть честным.

— Александр Иванович, будучи главным тренером Центрального совета общества «Динамо» с 1982 года, вы вместе с Л. Д. Гончаровым в рекордные сроки сделали динамовский бокс лидирующим в Советском Союзе, взрастив для сборной страны плеяду известных боксёров, ставших чемпионами и призёрами Европы, мира и Олимпийских игр. Позднее вас избрали вице-президентом Федерации бокса России. Как получилось, что в конце 90-х вы вдруг занялись развитием бокса среди женщин?

— Интересная, на самом деле, история. В Федерацию бокса России пришло письмо из Европейской ассоциации любительского бокса (ЕАБА) с рекомендацией создания женского бокса в стране. Было это в 1996 году. Мои друзья и коллеги весьма скептически отнеслись к этому предложению, ведь бокс среди женщин тогда, мягко говоря, не приветствовался. Но я позвонил в Федерацию и сказал, что готов взять на себя ответственность за развитие этого вида спорта. От Федерации возражений не было.

— Добровольно взять на себя заведомо провальное — по убеждению многих — дело было рискованным шагом! Или вы по натуре новатор?

— Новатором я себя не считаю. Почему мне тогда пришло в голову это решение, объяснить не могу. Скорее всего, мне нравится решать трудные задачи. Когда все говорят «нет», хочется доказать, что это возможно.
Но моё желание требовало официального закрепления. И такое решение было принято на конференции Федерации бокса России в Набережных Челнах в декабре 1996 года. Я понимал, что культивировать женский бокс нужно. А как это делать, если нет ни финансирования, ни спортсменок, ни тренеров, ни судей — по сути, ничего? Мало того, почти всё боксёрское окружение было категорически против!..

— Наверное, в первую очередь нужно было набрать команду?

— Конечно, тем более что из ЕАБА пришло приглашение на международный турнир в Афины в мае 1997 года для команды из пяти человек.
Необходимо было провести первые соревнования, хотя денег не было. И всё-таки я разослал приглашения на отборочный турнир в рамках мужских соревнований в Рязани. Транспортные расходы взяли на себя делегирующие организации, а питание и проживание — за счёт принимающей стороны, об этом удалось договориться с рязанцами. На турнир в марте 1997 года приехали шесть участниц, но в основном их уровень оставлял желать лучшего.
Пришлось искать пути, советоваться с теми немногими тренерами, кто готов был помочь. Тренеры по кикбоксингу — М. И. Мельцер, П. И. Пашков, Г. С. Корниенко и М. С. Субботин — порекомендовали сильных спортсменок-кикбоксёров. Из них я и сформировал сборную команду по боксу из пяти человек.

— В таких условиях кажется нереальным подготовить команду к международным стартам — с марта до середины мая!

— Да, но неожиданно для всех в Греции, в рамках мужского турнира «Кубок Акрополиса», наша женская сборная показала себя с сильной стороны. Татьяна Чалая, Юлия Воскобойник и Зульфия Кутдюсова принесли команде победы. К сожалению, не довелось боксировать Ольге Славинской: не было соперницы в её весовой категории.
Но этот успех принадлежит исключительно самим девушкам и их тренерам по кикбоксингу. Я до сих пор считаю, что у бокса и кикбоксинга много общего: в этих видах спорта от умения работать руками часто зависит исход боя. И хотелось бы, чтобы эти федерации более тесно сотрудничали. В том смысле, что если кто-то из кикбоксинга хочет у нас боксировать — пожалуйста! В своё время я так и делал.

— Как вам удавалось выкручиваться, не имея средств?

— Выручало родное «Динамо». В его спортивный календарь я включал и женские турниры, где были судьи-мужчины. Кстати, так был проведён и первый турнир на Кубок России среди женщин. А девушки порой находили деньги сами. Ведь ни от Госкомспорта, ни от Федерации бокса России мы тогда ничего не получали.

— Это было только началом. И всё-таки вы добивались официального признания этого вида спорта?

— Мы как могли популяризировали женский бокс. Проводили всероссийские турниры, участвовали в международных. Я договаривался с местными федерациями, и нас приглашали на мужские турниры в Челябинск, Магадан с показательными выступлениями. Состав сборной пополнялся, появлялись новые имена, росло мастерство. Костяк команды по-прежнему составляли в основном девчонки из Ставропольского края.
Через два года нам удалось добиться включения женского бокса в государственные программы физвоспитания.

— Если на всероссийские турниры было больше возможностей выехать, то как обстояло дело с поездками за рубеж?

— Это невероятно и удивительно, но девчонки так хотели стать настоящими боксёрами, что находили деньги на выезды, сборы и соревнования сами. Просто молодцы!
Например, мы узнали, что в Японии хорошо развит женский профессиональный бокс, и решили устроить там матчевые встречи. Тогда там работал наш тренер Александр Зимин и боксировал среди профессионалов динамовец Юрий Арбачаков из Санкт-Петербурга. Я созвонился с Ю. Арбачаковым и попросил его договориться, чтобы нас приняли в Японии. Деньги на дорогу искали сами. З. Хабибуллина и Е. Карпачёва встретились с японскими профессионалками и… проиграли все бои. Но это была хорошая школа, где наши спортсменки получили ценный опыт.

— Шёл уже третий год, а официального статуса так и не было. Иными словами, «ребёночек родился, рос, но был нежеланным»…

— Чтобы вид спорта в нашей стране получил официальный статус, необходимо было выполнить условие: провести чемпионат страны с не менее чем 50-ю участницами. Трудно поверить, но в то время, являясь главным тренером ЦСО «Динамо», вице-президентом Федерации бокса России и главным тренером женской сборной, я никого не мог уговорить, упросить из своих коллег, чтобы они нашли средства и потратили их на чемпионат страны.
Большое спасибо Ольге Домуладжановой и её тренеру Вадиму Маврычеву за то, что они взяли на себя ответственность договориться о проведении первого чемпионата по боксу среди женщин в своём городке Заволжье Нижегородской области. В апреле 1999 года на чемпионат съехалось более 50 участниц. Тогда страна узнала имена победительниц — Е. Сабитовой, Н. Мустафиной, Е. Карпачёвой, О. Васильевой, Ю. Немцовой, Т. Чалой, И. Синецкой, О. Славинской, Н. Рагозиной и О. Домуладжановой.

— Какие ещё открытия принёс чемпионат?

— Благодаря казусу с главным судьёй соревнований смогла серьёзно заявить о себе Юлия Гольтякова, прежде отлично выполнявшая обязанности секретаря на мужских турнирах. Она достойно справилась с работой главного судьи и очень здорово мне помогла.
И тогда у меня возникла мысль заняться женским судейством! По правде говоря, эту идею подал мне Владимир Черня. Мы много соревнований проводили у него в городе. И как-то раз он предложил мне поставить женщин не только боковыми судьями, но и на ринг. Я был удивлён, а он в ответ: «Поверь мне, они так здорово судят, а уж боковыми как они работают! Мужчины, заполняя записку, могут что-то забыть, напутать. А женщины настолько чётко всё заполняют, правильно оценивают бой и на ринге ведут себя очень достойно как судьи!».
И я решил попробовать. Хотя все были против, даже Гончаров! А один ветеран советского бокса возмущённо говорил мне, что этого категорически не должно быть. На что я ему возразил: если есть вид спорта, значит, в нём должны быть и свои судьи, и тренеры.
Поскольку я был начальник, то сказал: «Будем делать так!». Стал, как говорят, «натаскивать», т. е. приглашать Юлю на наши «динамовские» соревнования не только в качестве секретаря, но и судьи. Например, боксируют тяжеловесы, и я ставлю её судить. Она говорит: «Вы что, Александр Иванович, они такие здоровые, как я могу?». Тогда я приводил ей в пример одного известного низкорослого судью, который выполнял свою работу, невзирая на разницу в росте. Рад за Юлю — она первая в России женщина-судья международной категории АИБА.

— Можно сказать, что с 1999 года началось триумфальное шествие наших женщин по мировым боксёрским аренам?

— Безусловно. Сначала отличились на Кубке Европы в Швеции — первое общекомандное место и 8 золотых медалей! Потом в 2000 году победили американок — родоначальниц женского бокса. Счёт в двух матчевых встречах впечатлял — 6:2 и 5:2 (лишь О. Славинская не боксировала во втором матче из-за отсутствия соперницы). На ринге блистали Елена Карпачёва (51 кг), Юлия Немцова (57 кг), Татьяна Чалая (60 кг), Ольга Власова (63 кг), Ольга Славинская (75 кг) и Ольга Домуладжанова (81 кг).
Такого в Америке никто не ожидал! Да и в России никто не верил. Когда я просил денег на поездку в Министерстве спорта, один крупный чиновник прямо сказал: «Вам там набьют морды, и как вы представите нашу страну?». Тогда я позвонил в США мадам Пино, которая возглавляла международную женскую комиссию AИБA, и сказал, что мы хотели бы приехать, но нет денег. Она ответила: «Приезжайте! Оплатите только дорогу!».
И верно, принимали нас очень хорошо. Но у нас не было своего судьи. Хорошо ещё, что согласился поехать с нами врач Валерий Николаев. Чтобы оплатить ему дорогу, деньги мне пришлось искать через коллег в Липецке, которые и помогли.

— После таких успехов долгожданное включение в единый спорткалендарь просто не могло не состояться. Тогда же у женской сборной появилась и своя спортивно-тренировочная база?

— Появилась неплохая база недалеко от Москвы, под Владимиром, в городе Гусь-Хрустальном — правда, не специализированная. Появились средства, хоть и в несколько меньшем объёме, чем у мужчин, на учебно-тренировочные сборы, поездки на международные соревнования, экипировку.

— Чем, кроме этого, вам запомнился 2001 год?

— Отличными выступлениями нашей женской сборной на первом чемпионате Европы во Франции и на первом чемпионате мира в США.
Наша команда стала лучшей не только в Европе, но и в мире! Приятно было, что по возвращении из Америки нас впервые официально встречал вице-президент Федерации бокса России, выдающийся советский боксёр Виктор Рыбаков; для команды был подан автобус. Первый раз проявили такое внимание.

— Нашим спортсменкам, так трудно добывающим победы, конечно, хотелось настоящего признания…

— Безусловно, и потому я готовил все необходимые документы (в этом выручал мой опыт комсомольско-партийной работы), в том числе и по разработке Единой всероссийской спортивной классификации для женщин-боксёров. Её приняли в 2002 году, и девушки смогли получить заслуженные спортивные звания и разряды.

— Отдав женской сборной столько сил и шесть лет жизни, не жалко было уходить?

— Меня избрали Генеральным секретарём Федерации бокса России, и ездить с командой я уже не мог. Требовалось сфокусировать внимание на всём российском боксе. 2003-м главным тренером женской сборной России по боксу стал Виктор Лисицын, но я готов был помогать, чем мог.
Вообще я всегда считал, что женщины должны сами заниматься своим видом спорта. Мужчины могут работать на начальном этапе, но в целом мужчины должны помочь женщинам полностью встать на ноги и самим развиваться. Причём стремление женщин стать профессионалами надо понимать не как утверждение первенства, но как установление справедливости и равенства между мужчиной и женщиной.

— С начала всей этой истории прошло уже более 20 лет, многое изменилось. С 2012 года женщины боксируют на Олимпиадах. Создана Женская комиссия при Федерации бокса России.

— Приветствую это начинание и желаю успехов! Ещё несколько лет назад я предлагал создать у нас Женскую комиссию и наделить её необходимыми полномочиями. Но, к сожалению, тогда идея не нашла поддержки. Я разработал Положение о Женской комиссии и предложил Ольге Домуладжановой, как заместителю Генерального секретаря по взаимодействию с женскими сборными, для реализации.

— В чём суть этого Положения?

— Женская комиссия должна стать активным участником развития бокса среди женщин в нашей стране. Считаю архиважным выстроить правильную систему взаимоотношений между Комиссией и главным тренером по организации и проведению соревнований и всей текущей деятельности, с этим связанной. А именно:

1. Комиссия должна участвовать в формировании спортивного календаря соревнований.
2. Комиссия должна формировать делегации, выезжающие за рубеж, и судейские бригады для проведения соревнований внутри страны.
3. Комиссия должна рекомендовать кандидатуры для присвоения спортивных званий, наград и поощрений за вклад в развитие бокса среди женщин в России.
Убеждён, что мужчины обязаны помочь женщинам стать профессионалами в этом виде спорта — и не только женщинам-боксёрам, но и тренерам, судьям, административному персоналу. Это задача мужчин! Если мужчины этого не понимают, то я могу только сожалеть.

— В чём сегодня нуждается бокс?

— Мне бы хотелось, чтобы бокс в целом стал более зрелищным. Ведь спорт высших достижений — это искусство. И зрители вправе требовать от спортсменок настоящего мастерства, которое демонстрировали легенды бокса Советского Союза и России — Королёв и Шоцикас, Михайлов, Лагутин и Агеев, Попенченко и Степашкин, Григорьев и Лемешев, Дзю и Арбачаков, Саитов и многие другие, кто прославлял нашу страну на рингах мира.
Выйти на этот уровень — задача тренеров и спортсменов. Бокс должен быть красивым! А чтобы была красота, нужно, чтобы спортсмен правильно двигался, наносил удары, делал так называемые финты. Ведь в боксе главное — защита. Не зря нас учили: лучше нанести один удар и ни одного не пропустить, чем нанести десять ударов и пропустить девять. Поколение женщин-боксёров, стоящих у истоков российского женского бокса, сегодня может передавать молодым свой богатый опыт.

— Ваши пожелания в канун 8 марта тем женщинам, кто любит бокс и служит ему?

— Всем женщинам — и тем, кто имеет отношение к боксу, и тем, кто не имеет, — пожелаю словами восточной мудрости: «Чтобы тело ваше было в движении, ум — в покое, а душа — прозрачна и чиста, как горное озеро!». И, конечно, здоровья, радости и влюблённости в то дело, которому вы служите. А если такого дела нет — чтобы оно у вас появилось. И чтобы будущее ваше было светлым и радостным!..

Беседовала Светлана Бердова, член женской Комиссии Федерации бокса России.

Фото женской сборной России по боксу перед первым чемпионатом мира в США, 2001 год (из личного архива Татьяны Чалой).
 
1 ряд (слева направо):  Лейсан Илалутдинова, Ирина Синецкая, Ольга Домуладжанова, Мария Рейнгард.
2 ряд: Елена Сабитова, Ирина Смирнова, Татьяна Чалая, Светлана Андреева, Елена Карпачёва, Наталья Петракова.
3 ряд: тренеры - Александр Иванович Мельников, Вадим Викторович Маврычев, Александр Дмитриевич Духанин, Борис Иванович Курочкин, Николай Васильевич Шипилов, Георгий Фёдорович Печеркин, Игорь Алексеевич Петюкин, Пётр Трофимович Липатов.